Интересно. Сегодня наткнулся на совесть:
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
12-12-2012 18:19
МЫСЛИ: Юлия Госниц. ЗВЕРЬ, СКРЕБУЩИЙ СЕРДЦЕ. Так чей же голос - совесть?
Поведение человека формируется и развивается под влиянием различных факторов – школы, семьи, университетов, неформального общения. Но этого, внешнего, явно недостаточно для формирования личности. У людей есть, в разной степени развитые, но врожденные, имманентные моральные ценности, которые помогают человеку ориентироваться в окружающем мире, строить отношения с другими людьми.
Немецкий философ Иммануил Кант, как известно, удивлялся двум вещам: звездному небу над головой и моральному закону в сердце. Что же это за закон, который так потряс великого философа?
Человечеством придумано множество названий тому чувству, которое к месту, а порой и не очень, часто, а, может, всего раз в жизни, но все же вырывается из нашей груди: честность, порядочность, бескомпромиссность, правдивость, Божественный голос, совесть, стыд… Подходит все, но о совести всегда говорили особенно много. Нередко можно услышать фразы: "какой бессовестный!"; "совести у него нет!"; "она поступила по совести"; "он очень совестливый человек". Совесть – понятие универсальное, им пользуются все и всюду, от богословов до поэтов, от философов до самых обычных людей в повседневной жизни. Нуждается ли оно в разъяснении?
В самом общем смысле совесть можно понимать как некий "внутренний голос". Вокруг такого определения как будто разногласий не наблюдается, споры ведутся лишь вокруг вопроса об источниках этого "голоса".
Ответ на вопрос об источнике напрямую зависит от мировоззренческой позиции человека, его личной – чаще стихийно сложившейся - философской системы. Карл Маркс, Фридрих Ницше, Жан-Поль Сартр называли совесть обобщенным голосом значимых культур, указывая на ее способность изменяться. Разнятся понимание совести у преступника и сестры милосердия, у ребенка и старика. В XIX веке и сейчас люди понимают совесть совсем по-разному, не говоря уж о том, что такие слова как "честь" и "долг" стали анахронизмом.
Совестливый человек выделяется своей повышенной рефлексией – он всегда проверяет свои поступки и намерения, размышляет над ними, оценивает. В этом случае совесть выражает чувство несогласия человека с самим собой и тем самым представляет собой одно из удостоверений его личностности, аутентификацией, самосознательностью человека. Об этом говорили Джон Локк и Готфрид Лейбниц. Совесть, таким образом, словно пробуждает в людях беспристрастную рациональную личность, способную обдумывать и взвешивать свои поступки. Это определение кажется слишком механистичным.
Третий вариант определения понятия совести имеет несколько другую, мистическую направленность - не только метафорически, но и по существу она трактуется как "голос Иного"; устами совести говорит Высшая истина, ее голос – зов трансцендентных, небесных сил.
Как бы то ни было, сколько людей - столько и мнений, но точно ясно одно: совесть - это шкала, по которой мы оцениваем свои и чужие поступки. Пусть совесть - "когтистый зверь, скребущий сердце" Пушкина, или же "степень заядлой лживости" Ницше, человеку пришлось бы крайне тяжело без нее. Начиная строить гармонию вокруг себя, гармонию своего Здесь-Бытия (Dasein), нужно, прежде всего, гармонизировать отношения с самим собой. Этот процесс отнюдь не одинаков у всех людей и не приводит к всеобщей унификации, к "общему знаменателю" для всех. Множество людей не считает нужным считаться со своим внутренним голосом, борется с ним, всячески заглушает его, постепенно сводя на нет…
Общепринятый, всечеловеческий ключ к совести так и не найден, и неудивительно, что множество людей ищут его с помощью тех или иных, уже сложившихся до них религиозных систем.