Блаженный Августин пишет, что образ Божий, по которому человек сотворен, заключается в том, чем человек превосходит неразумных животных. А это называется разумом, или умом, или пониманием, или другим каким-либо более подходящим именем. Сейчас мы имеем это подходящее наименование образа Божия в человеке – ментальное тело. Учитывая, что вся материя Вселенной определяется понятиями вещества и поля, возможно, физикам вместо тела более подойдёт понятие «поле». Макарий Великий в своем толковании видения пророка Иезекииля учит: Четыре животныя, носящия колесницу, представляли собою образ владычественных умственных сил души. Как орёл царствует над птицами, лев над дикими зверями, вол над кроткими животными, а человек над всеми тварями: так и в душе есть более царственные силы умственные, то есть, воля, совесть, ум и сила любви. Ими управляется душевная колесница, в них почивает Бог .
Эти силы есть проявления невидимого духовного мира в нашем видимом материальном мире. Своим ментальным телом мы представляем из себя внутреннего человека, о котором нередко упоминает апостол Павел в своих Посланиях , и в первом из них он прямо отождествляет внутреннего человека с «законом ума». Чаще всего он апеллирует к уму и совести человека, в отличие от апостола Иоанна Богослова, который учит о любви. Такая духовная любовь – это недоступное нам сейчас совершенство, поэтому рассмотрим подробно, насколько это возможно, понятия ума, совести и воли.
Итак, ум – главная сила ментального тела. Рассматривая ум как самостоятельную категорию, святые отцы наделяют его следующими свойствами: сила, способность, работа. Силой ума является мудрость, а сам ум есть мудрость в возможности; созерцание есть способность ума, а ведение – деятельность его.