Автор Тема: Может ли священник быть атеистом?  (Прочитано 11547 раз)

Оффлайн Юрий Еловиков

  • Global Moderator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 048
  • Авторитет: +4/-0
  • Глас вопиющего в пустыне
    • Просмотр профиля
Есть статья с таким парадоксальным заголовком: "Может ли священник быть атеистом?"
http://elementy.ru/news/431297

Я удивился такой смелости суждений. Сначала не поверил своим глазам, а прочитав и подумав, понял, что много такого духовенства и в православии, где всё "завязано" на обряд. Там очень важно знать как и когда вовремя спеть, кадилом помахать, перекреститься и прочее. Священникам некогда думать о Боге, а кто задумается, чтобы не быть язычником, скорее всего становится атеистом, поскольку в православии нет правильного понимания о Боге. 

 
« Последнее редактирование: 17 Мая 2010, 13:10:49 от Юрий Еловиков »
Ей, гряди, Господи Иисусе!

Оффлайн Юрий Еловиков

  • Global Moderator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 048
  • Авторитет: +4/-0
  • Глас вопиющего в пустыне
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #1 : 16 Мая 2010, 13:24:38 »
Еще как может...
Скорее всего первыми священниками-атеистами были русские православные священники.
Вот цитата из книги Н. М. Никольского «История русской Церкви», глава «Кризис государственной церкви»:

«...При таких условиях совершение культа  становилось для сельского клира  попросту формальной службой, а прихожанин был прежде всего платящим клиентом, вынужденным обращаться к священникам в определённых случаях: для крестин, венчания, похорон, молебнов от засухи и от ненастья и т. п.
За свои услуги многие сельские священники устанавливали таксу, с которой иногда делали скидку, но тогда и в службе делали соответствующие сокращения. Так, некоторые священники только при условии полной оплаты хоронили с соблюдением всех местных обычаев, а при венчании «со скидкой» обводили вокруг аналоя не три, а один раз; повсеместно чин панихиды сокращался больше или меньше, в зависимости от платы - панихиду можно было служить и на пятачок, и на гривенник, и на пятиалтынный, и на двугривенный. Но были и такие священники, котрый не делали никаких скидок, не стеснялись прижимать свою паству и вымогать у неё ругу, и часто не из жадности, а потому, что к этому вынуждала их горькая необходимость.

Городское духовенство жило, напротив, как общее правило, безбедно и службу совершало истово; но в его среде царил дух скопидомства, сколачивания денег на приданое поповнам, на некоторый комфорт и просто на чёрный день. Самая «идеалистическая» профессия по иронии судьбы порождала самые «материалистические» стремления. Скопидомство, практицизм, расчётливость и даже жадность городского клира вошли в пословицу: «Поповские глаза завидущие, руки загребущие». Лишь немногие представители городского клира, преимущественно в столицах, составляли своего рода церковную интеллигенцию - писали по церковным вопросам, интересовались философией, составляли и произносили самостоятельные проповеди; но такие сейчас же попадали по особенно бдительный надзор благочинных и духовных цензоров.
Подраставшее в такой обстановке потомство клириков видело весь этот неприглядный быт и на опыте узнавало, что религия, в сущности, является только средством существования и обогащения клира. Наиболее светлые головы шли дальше и приходили к убеждению, что религия есть не что иное, как самообман в лучшем случае, и сознательный обман в худшем.

Семинарская схоластическая учеба и лицемерные приёмы семинарского воспитания еще более углубляли впечатления от домашнего быта, и некоторые искренние и не боявшиеся правды церковники с ужасом убеждались, что семинарии становятся рассадниками атеизма.
Еще ужаснее для ревнителей церкви было то обстоятельство, что семинарские атеисты по нужде нередко шли в священники и диаконы и становились авгурами  :o (жрецами), не верящими в то, что им приходилось проделывать».
« Последнее редактирование: 17 Мая 2010, 13:09:24 от Юрий Еловиков »
Ей, гряди, Господи Иисусе!

Оффлайн d_zil

  • Новичек
  • *
  • Сообщений: 7
  • Авторитет: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #2 : 25 Мая 2010, 03:22:23 »
Чем обидели Вас православные?
Почему все Ваши нападки именно на них?

Оффлайн Юрий Еловиков

  • Global Moderator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 048
  • Авторитет: +4/-0
  • Глас вопиющего в пустыне
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #3 : 25 Мая 2010, 15:30:05 »
Своей глупостью и агрессивным невежеством...
Ей, гряди, Господи Иисусе!

Оффлайн d_zil

  • Новичек
  • *
  • Сообщений: 7
  • Авторитет: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #4 : 26 Мая 2010, 04:07:28 »
В интернете обитают, в основном, не самые умные христиане. Споры с ними
бесполезны, поэтому я Вас понимаю. Но православие - это не только бабушки со свечками и упертые молодые фанаты в интернете. Есть и весьма умные люди.
Православие изложено в святоотечеких книгах, которые продаются в любой церковной лавке. Почитайте, например, Иоанна Лествичника.
Посмотрите лекции Осипова. Это профессор богословия, преподающий в Московской духовной академии будущим священникам.
На youtube.com можно набрать в поиске его фамилию, там много его лекций.
Может Вы измените свое мнение о православии.

Все религии утверждают, что Бог - есть справедливость.
Православие это единственная религия, говорящая, что Бог - есть любовь,
а справедливость - есть дьявол. Разве это не интересно?

Оффлайн Юрий Еловиков

  • Global Moderator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 048
  • Авторитет: +4/-0
  • Глас вопиющего в пустыне
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #5 : 26 Мая 2010, 14:54:03 »
В интернете обитают, в основном, не самые умные христиане. Споры с ними
бесполезны, поэтому я Вас понимаю. Но православие - это не только бабушки со свечками и упертые молодые фанаты в интернете. Есть и весьма умные люди.
Умный человек в наше время без интернета не обойдётся.
Умных православных не встречал, возможно, следует определиться в данном случае с понятием "умный". Умный учёный - это одно, а умный христианин, значит, мудрый человек. Вот таких я не встречал и даже по телевизору не видел. А умных учёных полно...

Цитировать
Православие изложено в святоотечеких книгах, которые продаются в любой церковной лавке. Почитайте, например, Иоанна Лествичника.
Извините, но Вы как "с печки упали".
Я практически прочитал всех святых отцов. С этого я и начинал своё воцерковление. Каждый день читал и много лет. Жития святых Дмитрия Ростовского прочитал даже два раза, все 12 томов.

Цитировать
Посмотрите лекции Осипова. Это профессор богословия, преподающий в Московской духовной академии будущим священникам.
Его лекции я почти наизусть знаю. Много лет их слушал на кассетах за ужином или обедом, не знаю как назвать, потому что я один раз в день ем.
Много лет назад он мне даже письмо написал.
Да, раньше я его уважал, но моё отношение к нему со временем изменилось. В богословии он дилетант, а как миссионер может что-то и представляет.
С невежественными людьми проще работать. Они ничего не знают, слушают открыв рот. Мне его лекции уже не интересны. Он отстал от современной науки, а мы должны познавать мир духовный невидимый через видимый мир, который открывает нам наука.   

Цитировать
Все религии утверждают, что Бог - есть справедливость.
Православие это единственная религия, говорящая, что Бог - есть любовь,
а справедливость - есть дьявол. Разве это не интересно?
Для меня Бог - это прежде всего Истина. В наше время это самое актуальное определение Бога.
Если Вы, например, поклоняетесь сатане, то хоть как его называйте: справедливость или любовь - это не имеет никакого значения, потому что он может представиться чем угодно  8); его нельзя назвать только истиной ибо он "отец лжи".
« Последнее редактирование: 27 Мая 2010, 15:44:21 от Юрий Еловиков »
Ей, гряди, Господи Иисусе!

Оффлайн d_zil

  • Новичек
  • *
  • Сообщений: 7
  • Авторитет: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #6 : 29 Мая 2010, 05:00:25 »
Для меня Бог - это прежде всего Истина. В наше время это самое актуальное определение Бога.

Не ошибитесь с определением Бога, ибо ПОДОБНОЕ К ПОДОБНОМУ.
Все православие направлено на приучение человека к состоянию ЛЮБВИ.
Это есть суть православия, а методы могут быть разные. Кому-то нужны обряды,
кому-то - богословские размышления.

Оффлайн Юрий Еловиков

  • Global Moderator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 048
  • Авторитет: +4/-0
  • Глас вопиющего в пустыне
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #7 : 29 Мая 2010, 14:14:24 »
1. У Бога множество имён нарицательных, таких как любовь, истина, справедливость...
Но одно имя собственное, о котором учит Христос. Поэтому ответьте, пожалуйста, мне на один простой вопрос: какое имя у православного Бога?

2. Христианство, по крайней мере у святых отцов, учит, о любви духовной. Это довольно сложное понятие. Например, в главной нашей молитве "Отче наш" мы просим о справедливости, а не о слепой родительской любви: "оставь нам долги (грехи) наши, как и мы оставляем должником нашим". То есть отнесись к нам так, как мы относимся к другим, то есть по справедливости, а не просто по любви.
Христианская любовь не слепая чувственная родительская любовь - это умная любовь. Христианин должен быть сам достоин этой любви.

Нельзя всё в Евангелии понимать буквально, над всем надо размышлять, иначе можно дойти до идиотизма.  Например, слова "любите врагов ваших", кто-то из женщин может понять буквально и пойдёт работать проституткой в гарнизон врага, который убивает её братьев. Не знаю помните ли Вы, что при коммунистах секса не было и всё это называлось любовью. Извините за жёсткий пример, зато наглядно.
Слова "любите врагов ваших" надо понимать так, что врагов невозможно любить чувственно, их можно ненавидеть, но при этом нужно делать им добро.
« Последнее редактирование: 29 Мая 2010, 14:16:26 от Юрий Еловиков »
Ей, гряди, Господи Иисусе!

Оффлайн d_zil

  • Новичек
  • *
  • Сообщений: 7
  • Авторитет: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #8 : 29 Мая 2010, 15:05:26 »
1. У Бога множество имён нарицательных, таких как любовь, истина, справедливость...
Но одно имя собственное, о котором учит Христос. Поэтому ответьте, пожалуйста, мне на один простой вопрос: какое имя у православного Бога?
Я не знаю имя Бога. Зачем оно мне. Так-же как моему ребенку достаточно называть меня папой. Мое отношение к нему не изменится от того, знает он мое имя или нет.
Мне главное - знать каким я должен быть, что бы быть Ему подобным.
Нельзя приблизиться к Богу, если моя суть не такая, как у Него.
Сообщества людей формируются по принципу "подобное идет к подобному"
Это происходит и до смерти , и после.
Цитировать
2. Христианство, по крайней мере у святых отцов, учит, о любви духовной. Это довольно сложное понятие. Например, в главной нашей молитве "Отче наш" мы просим о справедливости, а не о слепой родительской любви: "оставь нам долги (грехи) наши, как и мы оставляем должником нашим". То есть отнесись к нам так, как мы относимся к другим, то есть по справедливости, а не просто по любви.
Христианская любовь не слепая чувственная родительская любовь - это умная любовь. Христианин должен быть сам достоин этой любви.

Нельзя всё в Евангелии понимать буквально, над всем надо размышлять, иначе можно дойти до идиотизма.  Например, слова "любите врагов ваших", кто-то из женщин может понять буквально и пойдёт работать проституткой в гарнизон врага, который убивает её братьев. Не знаю помните ли Вы, что при коммунистах секса не было и всё это называлось любовью. Извините за жёсткий пример, зато наглядно.
Слова "любите врагов ваших" надо понимать так, что врагов невозможно любить чувственно, их можно ненавидеть, но при этом нужно делать им добро.

Я имел ввиду глубокое душевное состояние любви.
Если убрать из себя эмоции и мысли , что останется? Останется некое чувство, составляющее основу меня. Например, состояние тревоги или состояние разочарования. В разные моменты по разному.  Так вот, там должно быть состояние любви. "Любите врагов ваших" - это как раз об этом. Нельзя врагов ненавидеть, ибо этим Вы отдаляетесь от Бога и преумножаете ненависть
вокруг себя.
Цитировать
"оставь нам долги (грехи) наши, как и мы оставляем должником нашим". То есть отнесись к нам так, как мы относимся к другим, то есть по справедливости, а не просто по любви.
Я бы сказал, что здесь речь идет как раз о прощении, а не о справедливости.
А прощение - следствие любви. "Прости нам грехи наши, а мы постараемся
прощать обиды ближних"
 
« Последнее редактирование: 29 Мая 2010, 17:15:26 от d_zil »

Оффлайн Юрий Еловиков

  • Global Moderator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 048
  • Авторитет: +4/-0
  • Глас вопиющего в пустыне
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #9 : 30 Мая 2010, 14:19:58 »
Цитировать
Я не знаю имя Бога. Зачем оно мне. Так-же как моему ребенку достаточно называть меня папой. Мое отношение к нему не изменится от того, знает он мое имя или нет.
Мне главное - знать каким я должен быть, что бы быть Ему подобным.
Нельзя приблизиться к Богу, если моя суть не такая, как у Него.
Сообщества людей формируются по принципу "подобное идет к подобному"
Это происходит и до смерти , и после.

А как Вы думаете патриарх Кирилл или тот же профессор А. Осипов знают имя Бога? Есть ли среди православных те, кто знает имя своего Бога?

Я, например, назвал имя Бога в своей статье "О Троице"  http://www.itheology.ru/art.php?nom=11
Чем Вам не нравится имя Отец? Христос учит:
1. "Да знают Тебя единого истинного Бога"
2. "Я открыл имя Твоё человекам"
Насколько важно знать имя Бога можно понять из 90-го псалма: "яко познал имя Моё"
Как же Вы не зная имени своего Бога можете рассчитывать на Его милости?

Вы пишете о сыне: "Мое отношение к нему не изменится от того, знает он мое имя или нет".
Проблемы не у Вас, а для него. Представьте себе, что сын Ваш заблудился в толпе и ищет папу. Ему хотят помочь и спрашивают: "Как зовут твоего папу?" и вот здесь начинаются серьёзные проблемы...
Вот Вы, например, заблудились среди богов и Вам хотят помочь: "Как зовут твоего бога?"...

Цитировать
Я имел ввиду глубокое душевное состояние любви.
Если убрать из себя эмоции и мысли , что останется? Останется некое чувство, составляющее основу меня. Например, состояние тревоги или состояние разочарования. В разные моменты по разному.  Так вот, там должно быть состояние любви. "Любите врагов ваших" - это как раз об этом. Нельзя врагов ненавидеть, ибо этим Вы отдаляетесь от Бога и преумножаете ненависть вокруг себя.


Христианская любовь - это состояние ума, а не души. Рассуждение, а не чувствование.
У святых отцов есть понятие бесстрастия. Достичь этого состояния очень трудно. Его можно уподобить "чистые сердцем", которые Бога узрят. Чистоты сердца нельзя достичь не научившись "умной молитве", когда проникая умом в сердце увидишь там тишину. Когда ни одной мысли тебя не беспокоит, даже любовь, не говоря уж о ненависти.
В мире нет человека, которого бы я ненавидел. Есть люди, которые мне не нравятся. Ненавижу я только сатану и духов злобы. Однако, не могу сказать, что эта ненависть меня сильно беспокоит. Только когда они сильно достают...

Цитировать
Я бы сказал, что здесь речь идет как раз о прощении, а не о справедливости.
А прощение - следствие любви. "Прости нам грехи наши, а мы постараемся
прощать обиды ближних"


Да уж нет. "Прости нам как и мы простили" - по делам, а не по намерениям.
Чем всё заканчивается? Страшным Судом. Почему он "страшный"? Потому по справедливости, а не по любви. 
 
« Последнее редактирование: 30 Мая 2010, 14:27:47 от Юрий Еловиков »
Ей, гряди, Господи Иисусе!

Оффлайн d_zil

  • Новичек
  • *
  • Сообщений: 7
  • Авторитет: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #10 : 30 Мая 2010, 16:03:25 »
Если Вам так важно, какое имя Бога в православии, то я думаю, это Яхве.
Это имя записано еще в ветхом завете, но Иисус на древнееврейском языке звучит как Иехошуа, что означает "Яхве спасает", поэтому в христианстве
в целом также должно подразумеваться имя Яхве.
Хотя я в этом не уверен.
Важнее другое. Я хочу сказать, что ментальный план сознания, с помощью которого Вы пытаетесь постичь Бога, не самый тонкий инструмент постижения.
Православие , к примеру, разделяет человека на "дух, душу и тело". После смерти
остается только дух. А мысли относятся к "душе" и после смерти человек не
имеет возможности мыслить. Тоесть к бессмертной части человека относится нечто более высокое, чем логика.
В индуизме и йоге это деление более подробное "физическое тело, эфирное, астральное,ментальное, Буддхи, и три тела Самадхи" Так вот, бессмертные только тела Самадхи.
Тоесть ментал свойственен только человеку, Бог не пользуется логикой.
Воможно поэтому понадобился Иисус, названный Логосом, что-бы хоть как-то
объяснить людям Закон.
Вывод: логические построения могут привести только к пониманию Бога как Истины,но не более. Что-бы увидеть больше, нужен другой инструмент -
тело Буддхи(говоря йоговским языком) -  духовный разум, то, что называется "сердцем" и дает способность проникать в сущность вещей путем чувствознания. Вот об этом я пытаюсь сказать.

 

Оффлайн d_zil

  • Новичек
  • *
  • Сообщений: 7
  • Авторитет: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #11 : 30 Мая 2010, 18:58:32 »
Цитировать
Чистоты сердца нельзя достичь не научившись "умной молитве", когда проникая умом в сердце увидишь там тишину. Когда ни одной мысли тебя не беспокоит, даже любовь, не говоря уж о ненависти.
Забыл спросить: получается у Вас молитва в состоянии этой тишины?
Может мы говорим об одном и том же, только разными словами?

Оффлайн Юрий Еловиков

  • Global Moderator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 048
  • Авторитет: +4/-0
  • Глас вопиющего в пустыне
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #12 : 31 Мая 2010, 14:55:51 »
Если Вам так важно, какое имя Бога в православии, то я думаю, это Яхве.
Это имя записано еще в ветхом завете, но Иисус на древнееврейском языке звучит как Иехошуа, что означает "Яхве спасает", поэтому в христианстве
в целом также должно подразумеваться имя Яхве.
Хотя я в этом не уверен.

Зачем Вам "думать"? Когда Вы в этом не уверены.
Спросите у того, кто знает. Есть, наверное, среди православных такие, например, священники или миссионеры. Тот же патриарх наверное знает имя Бога, зачем же он скрывает его от народа?

Цитировать
Важнее другое. Я хочу сказать, что ментальный план сознания, с помощью которого Вы пытаетесь постичь Бога, не самый тонкий инструмент постижения.
Самостоятельно постичь Бога одним своим желанием нельзя. Бог сам открывается кому хочет. Есть такое понятие в православии "стяжание Духа Святого". Я описал свой личный опыт сошествия Духа Святого в статье "О Духе Святом", почитайте, пожалуйста:  http://www.itheology.ru/old/art/oduhe.shtml


Цитировать
Православие , к примеру, разделяет человека на "дух, душу и тело". После смерти
остается только дух. А мысли относятся к "душе" и после смерти человек не
имеет возможности мыслить. Тоесть к бессмертной части человека относится нечто более высокое, чем логика.
В индуизме и йоге это деление более подробное "физическое тело, эфирное, астральное,ментальное, Буддхи, и три тела Самадхи" Так вот, бессмертные только тела Самадхи.
Своего "духа" у человека нет, есть только душа и тело. А понятие "дух" относится к Святому Духу, который может стяжать христианин. Этот Дух Святой делает душу человека бессмертной.
Душа человека состоит из трёх частей, я об этом писал: http://www.itheology.ru/book.php?bnom=1
Зачем Вы смешиваете христианство с индуизмом? Индуизм - это муть голубая. Когда-то и я занимался хатха-йогой и на голове стоял и в позе лотоса сидел, правда, долго сидеть в этой позе еще не мог. Потом стал вникать в христианство и всю йогу забросил, хотя практики помогли, особенно в медитации на безмыслие. Я еще проводил опыты по телепортации какой-то части своей души, вероятно, ментального тела на расстояние и получил удивительные результаты. Примерно понял как Г. Гурджиев мог вызывать оргазм у женщин на расстоянии. Конечно, вся эта муть мне сейчас противна, а Вы в ней еще "варитесь".

Цитировать
Вывод: логические построения могут привести только к пониманию Бога как Истины,но не более. Что-бы увидеть больше, нужен другой инструмент -
тело Буддхи(говоря йоговским языком) -  духовный разум, то, что называется "сердцем" и дает способность проникать в сущность вещей путем чувствознания. Вот об этом я пытаюсь сказать.

"Сердцем" в Евангелии называется бессознательная часть души: эфирное + астральное тела.
Инструментом познания Бога является ум или ментальное тело, в том случае когда ум освободился от диктатуры бессознательного.
« Последнее редактирование: 31 Мая 2010, 15:13:32 от Юрий Еловиков »
Ей, гряди, Господи Иисусе!

Оффлайн d_zil

  • Новичек
  • *
  • Сообщений: 7
  • Авторитет: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #13 : 31 Мая 2010, 15:30:28 »
Спасибо Вам за беседу.
Не забывайте про заповеди "Возлюби...",
в которых весь закон и все пророки.
Господь с вами!

Оффлайн Юрий Еловиков

  • Global Moderator
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 048
  • Авторитет: +4/-0
  • Глас вопиющего в пустыне
    • Просмотр профиля
Re: Может ли священник быть атеистом?
« Ответ #14 : 31 Мая 2010, 15:31:20 »
Забыл спросить: получается у Вас молитва в состоянии этой тишины?
Может мы говорим об одном и том же, только разными словами?

Получается, конечно. Я ведь не просто компилятивные подборки из святых отцов делаю, а пишу на основании собственного опыта.
В какой-то степени помогли медитации на безмыслие, когда внимание сосредотачивается на кончике носа. А вот погрузить ум в сердце - это что-то. Правильно писали святые отцы, что сначала надо испытать "боль сердечную" и "страх смертный". Если не испугаешься смерти, в первый раз попадёшь в сердце, а потом уже проще попадать, однако, следующая трудность в борьбе с помыслами. И только потом через несколько лет наступает в сердце тишина.
Но бывают такие нападения от сатаны, такие депрессии, что такая молитва не помогает и я научился так вопить из сердца ко Христу, что Он сразу слышит и наступает тишина. Вот о такой молитве, если можно так выразиться, я у святых отцов не читал. Возможно, у них такой брани не было, потому что после неё трудно остаться в живых...
Ей, гряди, Господи Иисусе!